Где купить газету?
Как дать объявление?
Клубная афиша
Полезные ресурсы
Наши партнеры
Наши координаты
АвтоОБЪЯВЛЕНИЯ На главную Авто-V.I.P. АвтоСПОРТ АвтоПРОБЕГИ Авто 4х4 Гостевая книга НОВЫЙ ФОРУМ
Толковые советы: Если вы попали в ДТП... Выбираем автомобиль: Чем торгуют калининградские дилеры? Старый форум
Толковые советы: Как не стать дойной коровой Знаете ли вы: Как беспошлинно ввезти автомобиль? Пишите письма!
Наши в Америке Выбираем автомобиль: Чем торгуют калининградские дилеры? Приглашаем к сотрудничеству
Гаишникам закон не писан? NEW !!!
НАМ ИНТЕРЕСНО
ВАШЕ МНЕНИЕ




счетчик посещений скачать




НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб любителей бездорожья


Новый автопортал
kenigauto.ru




Выбираешь машину?
БОЛЕЕ 10.000 ОТЗЫВОВ автовладельцев на


ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ



Движение автомобилистов России (ДАР)








Всемирная АвтоЭНЦИКЛОПЕДИЯ
(English only)


Автомобильные коды регионов России

Международные автомобильные термины

НЕМЕЦКИЕ АвтоБАРАХОЛКИ:

MOBILE.DE

AUTOSCOUT24.DE





        

ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ:

«Капитан» и бандиты (Смотрящий Советска пытался легализовать немецкий трофей Opel Kapitan)
«Волга» агента 007 (Владимир Тихомиров и ГАЗ-21)
«Я снимаю шляпу перед этой машиной!» (Сергей Мурадянц и ГАЗ-67)
Гибель чекиста (Трофейный Opel Super оказался машиной-убийцей)
На Балтийской косе откопали «Мерседес» Гитлера?
«Я спал с женой и чёрной «Эмкой» (Алексей Кандинский и ГАЗ-М1)
«Вандерер» под кроватью (Владимир Медведев и Wanderer 245)
Настоящих «СААБов» больше не будет! (Александр Попов и SAAB 99 Coupe)
«Японец» по фамилии LEVIN (Владимир Голощапов и Toyota Corolla Levin)
«Пятерка» без ручек (Сергей Бабенко и тюнинг BMW 5 series E28)
Три «Победы» Юрия СИЗОВА
Реконструкция штурма форта №3 «Король Фридрих III» 8 апреля 2007 г.



«Я снимаю шляпу перед этой машиной!»

- с воодушевлением говорит Сергей Мурадянц, владелец старого фронтового джипа ГАЗ-67. - Ведь эти «газики» прошли почти всю войну. Дошли до самого Берлина. Возили наших военачальников и во время боевых действий на Дальнем Востоке. Это когда наши громили Квантунскую армию. А после войны - это ведь была любимая машина геологов, председателей колхозов, тружеников села. Так что на гражданской ниве «шестьдесят седьмому» тоже пришлось немало потрудиться. Правда, я всё никак в толк не возьму, почему же конструкторы разместили топливный бак прямо перед водителем. Осколок попадет или пуля... И всё! Машина вместе со всеми седоками вспыхнет как факел. Но чему здесь удивляться - ведь армейский вездеход был создан по приказу Сталина всего за 3 месяца...
 
Сергей Мурадянц и его ГАЗ-67 в центральном парке на выставке автомобилей времен войны. 23 февраля 2008 года.

Сергей Борисович приобрел свой ГАЗ-67 в 2004 году. Машина была не на ходу. Вся разбитая, ржавая, мятая. На её восстановление ушло несколько месяцев. Правда, родной двигатель М-1 был ещё раньше утрачен. Как, впрочем, и коробка передач, и раздатка. Вместо оригинального установили мотор от ГАЗ-21.
- Именно поэтому мне пришлось придумать хитрую систему подачи топлива, - поднимает капот «газона» Сергей Борисович, - ведь у оригинального «эмовского» движка бензонасос стоял справа. А у «Волги» - слева. Но под капотом у ГАЗ-67 места для него слева совершенно нет. Там ведь идет рулевая колонка. Поэтому я сконструировал очень любопытную систему и вынес бензонасос совершенно в другое место. Мурадянц показывает агрегат. И верно, оригинально. Заводские конструкторы с ГАЗ очень бы удивились. Все просто, а главное - работает.
В деле эксплуатации старинных машин Сергей Борисович - не новичок. Ещё в середине 80-х годов, когда жил в Грозном, приобрёл себе «Москвич-401». А потом - старинный трофейный «Мерседес W-143».
- Машина была точь-в-точь как у Штирлица, - вспоминает Мурадянц. - Правда, движок стоял на ней неродной - от грузовика ГАЗ-51. Но внешне машина смотрелась неплохо. Чёрная. Блестящая. И два запасных колеса в крыльях. Они крепились такими хромированными закрутками. Помню, как тряхнёт где-нибудь на бугре, так эти колеса выскакивают. Однажды еду и вдруг вижу в зеркальце заднего вида - колесо от моей машины катится. Я, конечно, переволновался. Думал, что со ступицы моего «Мерседеса» колесо соскочило. Притормозил. Оказалось - не со ступицы. Оказалось - запаска. Но от этого мне не легче. Потому что колесо обгоняет меня и на полном ходу врезается в «Жигули» - БАХ! В общем, история не совсем приятная вышла. У меня потом опять такие же ситуации приключались - соскакивали запаски с крыльев. Но я уже научен был печальным опытом и «ловил» убежавшие колеса. А делал это так. Отслеживаю траекторию качения колеса в зеркальце, пристраиваюсь вперед и потихоньку притормаживаю. Колесо слегка ударяется о задний бампер, теряет скорость. Потом совсем останавливается и падает. Мне лишь оставалось его поставить на место.
А однажды ребятня решила украсть мой «Мерседес», когда он стоял припаркованный на улице. Завели мотор. Включили первую передачу и поехали. Но далеко уехать не смогли. Не справившись с управлением на повороте, уперлись в угол дома. Испугались и убежали. А «Мерседес» так и остался с включённой передачей и работающим двигателем. Когда я подбежал к своей машине, то увидел незабываемую картину: «Мерседес» передним бампером подпирал стену дома, задние колёса вращались. И успели выкопать такую большую яму, что рама уже плотно сидела на грунте. Потом ситуация сложилась так, что от «Мерседеса» я избавился. Но это уже отдельная история...
В Калининграде Сергей Мурадянц собрал неплохую коллекцию старинных машин. Среди них - «Волга» ГАЗ-21 и очень редкий автомобиль - бензовоз МАЗ-200, изготовленный ещё в 50-е годы.
- Но моим самым любимым остаётся этот ГАЗ-67, - и Сергей Борисович с любовью погладил по капоту старый армейский джип. - С тех пор, как я его восстановил, пробег «козлика» составил всего 250 километров. Причём 200 километров из них я намотал за один лишь день, когда в прошлом году участвовал в автопробеге, посвященном Дню Победы. Мы ездили тогда по Гурьевскому району. Такая была патриотическая акция. Надеюсь, не последняя. Молодое поколение должно видеть машины, на которых ковалась победа в Великую Отечественную...

НА СТАРТ


Гибель чекиста

Трофейный Opel Super оказался машиной-убийцей.

В редакции раздался телефонный звонок. Взволнованный и немного дрожащий голос произнёс:
- С моей семьёй творится какая-то чертовщина. Я уверен, что всё это из-за нашей старой немецкой машины.
- Какой машины?
- Я - Сергей Парфёнов, живу в Калининграде. Мне 38 лет. Работаю таможенным декларантом...
Оказалось, что речь идёт о старом трофейном автомобиле Opel Super 6 - он принадлежал их семье на протяжении многих лет.
- Машина досталась моему деду, Николаю Петровичу Парфёнову, участнику штурма города-крепости Пиллау, буквально сразу после капитуляции немецкого гарнизона, - вводит меня в курс дела Сергей-декларант. - Почему я об этом так подробно рассказываю? Все неприятности в нашей семье начались именно с этого «Супера». Думаю, имеет значение и то, при каких обстоятельствах он попал к моему деду...
Мы договорились встретиться в Балтийске, недалеко от старой крепости. Как раз там, где и происходили много лет назад эти загадочные события.

 
Слева: Бойцы команды «СМЕРШ» возле конфискованного Opel Super. Пиллау, май 1945 года.
Справа:Олег Парфёнов возле покорёженного Opel Super.


Тайна старого коттеджа

Сергей Парфёнов оказался человеком лет 35, худощавым, болезненного вида. Впалые щёки, набухшие веки, усталые глаза.
Дед Сергея - Николай Парфёнов - последние годы войны служил в войсках «Смерш», был старшим лейтенантом. В апреле 1945-го получил задание обследовать сохранившиеся в прибрежной зоне Пиллау немецкие особняки.
- Что они там искали - не знаю, - рассказывает Сергей. - Может, притаившихся фашистов. Или секретные документы. Либо ценности какие... Дед на эту тему особо не распространялся. Но знаю точно, что, кроме всего прочего, они подыскивали для своего командования приличные квартиры. Прочёсывали район нынешней улицы Чайковского в Балтийске - там было много уцелевших после штурма домов.
Итак, 29 апреля в небольшом кирпичном гараже, вплотную пристроенном к старинному коттеджу, бойцы из «смершевской» команды обнаружили запылённый легковой автомобиль со снятыми колёсами. Движок, фары - всё на месте. Поэтому, не долго думая, дед даёт команду своим архаровцам вытащить машину на улицу. А как иначе? Только зазевался - и трофей немедленно подберут «сыскари» из трофейной команды.

Разъярённая фрау

- Тут из дома выскакивает пожилая немка и бросается на солдатиков. Старуха вконец обезумела, что-то кричала про погибшего на войне мужа.
Про то, что она специально скрутила с «Супера» колёса, чтобы его не забрали на фронт. Мол, она сумела провести даже гестапо, и русским не позволит прикасаться к этой машине. Руки прочь! Это память о муже... И разъярённая фрау вцепилась мёртвой хваткой в фару «Супера».
Один из бойцов не сдержался и как следует двинул ей прикладом по затылку...
...В тот же день эту машину поставили на ход и доставили в штаб - одному из начальников «Смерша». Но у того уже был целый автопарк. «На кой хрен мне это дерьмо! Солить что-ли их прикажете!» - во всю разошелся высокопоставленный чин. От всяческих подношений его уже воротило.
- Я не знаю всех подробностей, но буквально на следующий день дед уже рассекал по Пиллау на этом «Супере». Потом Пиллау стал Балтийском. Деда назначили начальником особого отдела в одной из флотских частей и он надолго прописался в этом городе. Вместе со своей трофейной машиной, для которой бойцы хозвзвода сварганили деревянный гараж, обитый железом.

Дочь адъютанта командующего

- Так в чём интрига? На войне и похлеще бывало...
- С того момента, как эта машина прописалась в нашей семье, всех нас стали преследовать какие-то несчастья. Сразу после войны мой дед женился на дочери адъютанта командующего Балтфлота вице-адмирала Левченко.
В 1947 году родился мой отец. Назвали его Олегом. Очень скоро пелёнки, распашонки наскучили Николаю Петровичу - и он загулял. Слухи быстро докатились до всемогущего свёкра. Адъютант был взбешён.
- А при чём тут машина?
- Именно с неё всё и началось. Моя бабка застукала своего благоверного с телефонисткой именно в этом «Супере». Там задние диваны ого-го какие! Но потом страсти мало-помалу улеглись...

Задавил комсорга

Однажды Николай Парфёнов решил прокачать на машине тормоза. Снял колесо, полез под автомобиль откручивать перепускной клапан. Неожиданно «Супер» соскочил с домкрата и придавил хозяина так, что захрустели кости.
- Моему деду переломало рёбра и повредило позвоночник. Он надолго загремел в госпиталь. В хирургическом отделении познакомился с медсестрой. Ну и пошло-поехало. У жены терпение лопнуло и она потребовала развода. Деда понизили в должности и перевели служить в Эстонию.
Семья осталась жить в Балтийске, а он вместе со своей машиной укатил в Тарту. Там Николай Петрович и служил, пока по пьяной лавочке не сбил на «Супере» комсорга колхоза. Деда исключили из партии, выгнали из органов и демобилизовали. До пенсии он не дотянул всего пару лет. Остался без копейки в кармане. Пришлось вернуться в Балтийск, где у него оставалась комната.
- А машина?
- Машину он опять притащил с собой. Ума не приложу, как он проехал на ней от Тарту до Балтийска. Это же около 1000 километров. И без прав!
На дворе стоял 1966 год. Дед устроился на военный судоремонтный завод №33. Но опять запил. К тому же его стал беспокоить повреждённый позвоночник. Со своей бывшей женой он не встречался вовсе. А та повторно вышла замуж и носила уже другую фамилию.
Но со своим сыном Олегом бывший чекист виделся довольно часто.

Происшествие на «берлинке»

- Когда моему отцу исполнилось 16 лет, дед стал приучать его к технике. Всё свободное время они на пару пропадали в гараже. Ремонтировали машину, что-то там регулировали. Короче, дневали и ночевали с ней. Мало-помалу отец выучился водить этот «Супер» и уже очень скоро стал летать на нём по всему Балтийску. А Парфёнов-старший не возражал - доверял сыну машину... Права мой отец получил в 18 лет в местном ДОСААФе. А потом... произошёл несчастный случай. Когда отец заводил «кривым стартером» машину, ручка отскочила назад и изрядно покалечила его - кочерга выбила передние зубы и перебила кисть правой руки. Рука срослась плохо. Призывная комиссия признала отца непригодным к службе в армии. Накрылась давняя мечта - после срочной пойти в военное училище и стать морским офицером.
О том, что произошло дальше, Сергей рассказал короткими, скупыми фразами.
Как-то Николай Парфёнов поехал на «Супере» к своему фронтовому товарищу в Мамоново. Шёл по «берлинке» на приличной скорости. Машина вдруг потеряла управление и врезалась в опору моста. Старый чекист погиб мгновенно, ничего не успев почувствовать. Авария случилась в канун 9 мая 1980 года.

Две тысячи рублей

- Деда похоронили. Изуродованную машину притащили в Балтийск, поставили в гараж. Простояла она там лет пять-шесть. «Супер» перешёл по наследству к моему отцу, но он больше к автомобилю не подходил. Однажды в городе появились какие-то заезжие автоколлекционеры из Риги. Они-то и купили у нас разбитый «Супер». Причём дали хорошие по тем временам деньги - две тысячи рублей. Это за полностью разбитую машину! Мой собеседник извлекает из кармана сильно пожелтевшую от времени фотографию. На ней - покорёженный Opel Super. А на подножке Олег Парфёнов.
Обращаю внимание, что номерные знаки на автомобиле довольно странные - литеры «рф», явно не калининградские.
- Номера эстонские, - объясняет Сергей. - Дед не стал их менять. А ГАИ в Балтийске смотрела на это сквозь пальцы... В 1986 году мне исполнилось 11 лет. Хорошо помню, как мои родители решили купить новую машину. Копили на неё деньги. К вырученным от продажи «Супера» двум тысячам рублей добавили ещё четыре с половиной - и купили новенький «Москвич-412». Мои родители были людьми не очень обеспеченными. Отец работал сварщиком на 33-м судоремонтном, мать - медсестрой в госпитале Мечниково.
Буквально через год у нас украли «Москвич». Похитили тёмной ночью. Милиция найти не смогла. Хотя в советское время наши пинкертоны ещё работали. Единственно, что удалось узнать - следы нашей машины теряются где-то в Литве.
От всех переживаний, хождений по следователям отец занемог и слёг. Что-то на нервной почве. Проболев три месяца, умер... Он ушёл из жизни совсем молодым - в возрасте 42-х лет.
Незадолго до смерти он мне сказал, что напрасно наша семья связалась с тем старым трофеем. Хотя отец был человеком несуеверным... но почему-то утверждал, что проклятье той немки из Пиллау сбылось... Мы все обречены на несчастье...
- Этому есть какое-нибудь логичное объяснение?
- От «Супера» исходила некая отрицательная энергетика. Я в это верю...

НА СТАРТ


На Балтийской косе откопали «Мерседес» Гитлера?

Удивительная находка сделана на Балтийской косе в апреле этого года. Около погранзаставы следопыты обнаружили останки легковой машины. Они были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров и слегка присыпаны землей. Внимательно изучив металлические фрагменты и сравнив с архивными фотографиями, «охотники за сокровищами Третьего рейха» поняли: перед ними все, что осталось от знаменитой служебной машины Адольфа Гитлера, на которой он катался в ставке «Вольфшанце» в 1943-1944 годах.

Из хорошо сохранившихся деталей нам достались колесный колпак с остатками черного обвода вокруг «мерседесовской» эмблемы, два декоративных обода на колесные диски и дверная ручка с замком… Остальное уже ушло в частные коллекции России и Германии. «Черный копатель» Алексей (фамилию по его просьбе называть не будем) делится впечатлениями:
- В тот день мы работали у самого кордона, под носом у пограничников. Нелегально. Разрешения нам никто не давал. Потому что пропуск на раскопки в этой зоне мы в жизни бы не получили. Хоть к самому шефу ФСБ в Москве обращайся… Старались не шуметь, чтобы не привлекать внимание. Нас интересовало, главным образом, оружие или его фрагменты. Различные военные регалии - ордена, медали, нашивки, жетоны «смертников». Все это необыкновенно ценится среди немецких и московских коллекционеров, которым мы продаем свои находки. Так вот, с помощью металлоискателя мы обследовали местность возле полузасыпанного блиндажа. От него тянулись два заросших окопа. Чуть поодаль - старая воронка от бомбы или от снаряда. Довольно глубокая.
Почти сразу в наушниках раздалось пронзительное пищание. Ясно, здесь покоится что-то большое. Стали откапывать. Увы, всего проржавевшая канистра для бензина с еле различимой надписью на боку: «Wehrmacht 20 L». Потом нашли еще две каких-то железки. Для нас интереса они не представляли. Когда стали «прощупывать» землю возле воронки, нас ожидало множество находок. Фляги, противогазные коробки, штык-нож. А затем - просто целый каскад сюрпризов. Под ногами вся земля «пищала». Скоро стало ясно, что все это - части и фрагменты какого-то автомобиля. Похоже, в него попала бомба, разметав взрывом части кузова в радиусе десятков метров.
Через некоторое время мы поняли: автомобиль был легковой, но очень большой по размерам, и, скорее всего, с кузовом кабриолет. То есть с мягким верхом. Потому что большой цельнометаллической крыши мы так нигде и не нашли. Показать это место мы не можем - пока не обследовали засыпанный блиндаж. Надеемся найти еще что-нибудь интересное… Ведь рядом стояла машина Гитлера!

 
Слева: Коллекционер раритетов Владимир Медведев возле своего последнего приобретения - “Хорха-830 BL”.
Справа: Фирменная табличка с “Мерседеса W-150” с кузовом туренваген, обломки которого были найдены на Балтийской косе.


Ручка и колпак

Рассматриваем находки, принесенные «черными копателями». То, что это запчасти от «Мерседеса» - никакого сомнения. На слегка поблекшем от времени никелированном колпаке с черной окантовкой хорошо видна знакомая трехлучевая звезда. Точно, «Мерседес»... Но какой? В конце 30-х годов прошлого столетия их выпускали множество - 7 типоразмеров, десятки всевозможных модификаций. Так что определить модель «Мерседеса» по ручке и колпаку довольно непросто. Но попробуем...
Взять хотя бы дверную ручку. Судя по характерному расположению штока - правая. Внизу - замок и замочная скважина. Вероятно, это ручка водительской передней дверцы. Оттянув рукоятку - она на пружинках (что удивительно, механизм отменно действует до сих пор) - можно посмотреть, как эта хитроумная штуковина работает. Да, сейчас так не делают… Хромированное покрытие кое-где сохранилось. Местами силуминовая деталь изъедена коррозией. Все-таки в земле пролежала шестьдесят лет.
Памятуя о словах «черного копателя» Алексея («очень большая, скорее всего открытая машина»), обращаемся к монографии Яна Мелина «Гросс-Мерседесы».
Что такое «Гросс-Мерседесы»? Эти машины выпускались небольшими партиями. Обслуживали, главным образом, верхушку Третьего рейха. Оснащались великолепными 12-цилиндровыми движками с нагнетателями «Рутс». И стоили раз в тридцать дороже обыкновенной массовой малолитражки. Не машина - шедевр. Выпустили их всего 88 штук. О местонахождении каждой из них сейчас доподлинно известно почти все. Потому что аукционная цена каждого изделия теперь зашкаливает за миллион евро. Летопись этих легендарных машин ведут профессиональные историки, энтузиасты-коллекционеры, архивариусы компании «Даймлер-Бенц». Известно, что несколько образцов этих автореликвий погибло в Берлине под развалинами рейхсканцелярии в мае 1945 года. Штук 10 после войны попали в Советский Союз. Еще столько же увезли за океан предприимчивые янки. Дюжина «Гроссов» сейчас экспонируется во многих странах мира. Несколько машин числится без вести пропавшими…
Книга Мелина - самый полный каталог машин этого класса. Листаю страницы дальше. Кузов имеет заводское обозначение W-150. Модель производилась с 1938 по 1943 годы. Пик выпуска пришелся на 1939 год, когда из заводских ворот предприятия в Зидельфингене выехали 44 автомобиля: пульман-лимузины, кабриолеты «F» и седаны.
Тщательно изучаю фотографии. Рассматриваю фрагменты автомобилей с увеличительным стеклом. Здесь важна каждая деталь. Удивительное дело, но ТАКИХ ручек ни на одном «сто пятидесятом» кузове нет. Они принципиально другие. На всех «Гросс-Мерседесах», чтобы открыть дверь, ручку надо повернуть вниз. Они работают в точности как на старых советских грузовиках «ЗИЛ» и «ГАЗ» или на современных «УАЗиках». А лежащая передо мной ручка - «отжимного» действия. Такие устанавливались когда-то на «Победах» и «ЗИМах». И еще один штрих: характерная полукруглая скоба «копытцем», в которую «вписали» дверной замок с замочной скважиной.

 
Туренваген Гитлера...
...и колесные колпаки и ручка с того самого «Мерседеса». Реликвии сейчас хранятся у Владимира Медведева.


«Копытца» для фюрера

Есть! Нашел! Вот точно такие же дверные ручки с «копытцем». Но устанавливались они лишь на спецмашинах с бронированными кузовами, которые заказывала рейхсканцелярия. Больше никаких подробностей в книге Мелина я не обнаружил. Что касается особенной конструкции ручки, то, скорее всего, она была сделана так в целях безопасности. Даже если шальной пулей или осколком сорвет ручку, то сам замок останется целым и невредимым. Дверь можно будет легко закрыть на ключ и без проблем отомкнуть.
А теперь про спецзаказ. Итак, 17 сентября 1943 года на завод приходит заявка на изготовление 10 бронированных автомобилей. Однако по непонятным причинам машин изготовили всего 7. Из них: 6 - четырехдверных седанов и всего ОДИН (всего один!) туренваген. Туренваген - по немецкой классификации - большая семиместная машина со складывающимся верхом. Стеклянной перегородки за сиденьем водителя она не имела. Кстати, именно туренвагенам Гитлер и отдавал особое предпочтение. Ибо обожал ездить рядом с шофером. И считал, что лимузины с отделенным от водителя салоном - пережитки буржуазного строя. Однако прокатившаяся по рейху череда покушений на фюрера заставила службу безопасности предпринять необходимые меры и, насколько возможно, защитить броней некоторые части открытого кузова «Гросс-Мерседеса».
На машину установили пуленепробиваемые стекла толщиной 40 мм. В дверях поставили 3-миллиметровые металлические листы. А к полу прикрутили стальные крупповские плиты (6 миллиметров толщиной), способные защитить седоков от взрыва малой противотанковой мины. Хотя, если разобраться, и тогда подобная защита смысла особого не имела. Достаточно шарахнуть фаустпатроном по туренвагену сверху - и пассажиры престижного «экипажа» мигом превратятся в суповой набор…

Броневик с «ушами»

По данным Мелина, единственный в подобной комплектации бронированный туренваген был изготовлен в конце 1943 года. На многочисленных снимках, сделанных в 1943 году на заводской территории, отлично просматриваются характерные дверные ручки и колесные колпаки с четкой окантовкой.
Еще одна характерная деталь. На туренвагене последней серии почему-то установили подфарники старого образца, которые применялись на машинах конца 20-х годов. Они не были интегрированными в переднее крыло, а стояли торчком, как уши. Почему, сказать сложно. Может, на заводских складах в 1943 году не нашлось подходящей оптики? Или, возможно, «уши» поставили специально - для лучшего освещения дороги. В условиях светомаскировки, например.
Туренваген со «стоячими» подфарниками попадается на фотографиях в книге Мелина дважды: в сборочном цехе и во время поездки этой же самой машины по разбомбленному Кенигсбергу (значит, он все же попал в Восточную Пруссию и вполне мог закончить свой путь на Балтийской косе) осенью 1944 года.
Кстати, упоминаемый нами туренваген не имеет ничего общего с «Мерсами», на которых катался Адольф на своих парадах в Берлине. Хотя внешне они немного похожи. В «парадной» машине было предусмотрено место, где фюрер мог стоять в полный рост. Соответственно, в салоне имелись небольшие поручни.
КПП оборудовалось «ползущей» передачей специально для движения на малых скоростях (до 5-6 километров в час). А двигатель, чтобы не перегревался, комплектовался системой охлаждения увеличенной емкости.
Туренваген - автомобиль для совершенно иных целей. Его максимально приспособили для дальних поездок. Кстати, он развивал скорость до 180 километров в час и имел запас хода, позволявший без дозаправки преодолевать расстояние от Берлина до Кёнигсберга… Далее в каталоге Мелина указывается, что туренваген Гитлера получил заводской номер 10 150 003. Правда, автор делает оговорку, что с номерами, которые присваивались «Гросс-Мерседесам» в 1943 году, творится какая-то чехарда (это в бюрократическом-то рейхе!). Мол, в регистрационных книгах значатся машины, которые никогда не выходили из заводских ворот. В то время как реально изготовленные лимузины, сохранившиеся до сих пор, почему-то имеют номера, в каталогах не присутствующие. Загадка да и только...
Хотя известно и другое. В 1945-м, после очередной бомбардировки был разрушен цех в Зиндельфингене, где собирали бронированные «Мерседесы». Почти вся документация погибла.

«Телефункен» на дембель

Как «Мерседес» с заводским номером 10 150 003 мог попасть в конце войны на Балтийскую косу?
В 1942-м, 1943-м и 1944 годах Гитлер частенько наведывался в свою ставку «Вольфшанце» («Волчье логово»), расположенную в нескольких километрах от города Растенбург (всего в часе езды от Кёнигсберга). Для обслуживания рейхсканцлера в гараже ставки постоянно находилось несколько автомобилей. Например, трехмостовый внедорожник «Мерседес» G-класса. Еще бронированный пульман-лимузин. (Эта машина известна тем, что осенью 1944 года по ней стреляли английские диверсанты - пульманом фюрера воспользовался гауляйтер Эрих Кох, чтобы добраться из Растенбурга в свое поместье под Кёнигсбергом.)
В гараже постоянно находилось и несколько «Мерседесов» со складывающимся верхом - кабриолеты и туренвагены. Вероятнее всего, при продвижении линии фронта все дальше и дальше на запад администрация «Вольфшанце» не смогла (а может, и не посчитала нужным) эвакуировать машины фюрера в Берлин.
Вначале автомобили перевезли в Кёнигсберг. Потом в Пиллау. Ну а затем, когда советские войска стали интенсивно продвигаться по Замландскому полуострову, машины Гитлера были переправлены через пролив на Фрише Нерунг (Балтийскую косу). Там-то, видно, «Мерседес» Гитлера и нашел свое последнее пристанище - возле штабного блиндажа. В машину угодила бомба…
Но даже если бы она уцелела, легко представить, как бойцы-победители срезали с кресел туренвагена куски натуральной кожи, чтобы сшить потом себе отпадные хромачи и щегольнуть обновкой на дембель. Автобатовцы, скорее всего, поскручивали бы с машины все, что только можно: шланги, трубки, гайки, подшипники. А начальникам, видать, достались бы самые лакомые куски: лучший в то время ламповый радиоприемник «Телефункен» и электрические часы фирмы «VDO»...

И сейчас судьба останков машины Гитлера окутана тайной. Колпак и дверную ручку со знаменитого туренвагена за приличную сумму перекупил известный в Калининграде коллекционер автостарины Владимир Медведев - и даже поделился c журналистами «МОТОРА» планами выставить эти реликвии на знаменитом аукционе Сотби.

НА СТАРТ


Алексей Кандинский, автоколлекционер и реставратор:
«Я спал с женой и чёрной «Эмкой»

«В ту же секунду «Карл» рванулся вперед. Засвистел компрессор, и сразу же исчезла только что махавшая нам из «Бьюика» рука. «Карл» набавлял скорость, и удержать его уже не могло ничто…»
Эрих Мария Ремарк «Три товарища».

- Я люблю скорость! - Алексей Кандинский с чувством воткнул третью передачу. Пейзаж замелькал за окном живее. Я крепче сжал руками поручень и покосился на спидометр. Стрелка неистово плясала вокруг цифры «100».
- Не обращайте внимания на прибор. Он сильно занижает скорость! Машину качнуло в сторону, и мы полетели по встречной полосе. Ветер дико завывает. Движок надрывно гудит. Мы обгоняем одну за другой несколько иномарок. Шоссе узкое, петляет из стороны в сторону. Осознаю, что гонки на машине, которой вот-вот исполнится 70 лет - дело нешуточное.
- Это еще не предел, - словно угадывает мои мысли водитель. - Максимальное, на что способна эта «Эмка» - 162 км/час. Точно замеряли. Но это если идти за «лидером». Чтобы сопротивление воздуха было меньше.
Скорости «сто шестьдесят» мы так и не достигли. Потому что приехали. Не в смысле поломки. А к месту назначения.

 
Слева: Алексей Кандинский с семьей и «Эмкой».
Справа: «Эмка» Кандинского в свадебном эскорте. Город Каменец-Уральский.


Прямо по Ремарку

Я всегда считал, что именно моя «Эмка» - единственная в Калининградской области. Как же я был удивлен, когда, проезжая как-то через поселок Ижевское, увидел стоящую во дворе одного из домов большую черную машину. Знакомый силуэт. Подъезжаю ближе - так это же ГАЗ М-1«Эмка»!
Хозяин раритета - Алексей Кандинский. В янтарном крае он не так давно - на постоянное местожительство перебрался сюда из Екатеринбурга-Свердловска.
И вот мы на скамейке перед домом владельца реликвии.
- Я никогда не завидовал тем, кто раскатывает на современных машинах. Потому что с детства мечтал иметь исторический автомобиль. С чем это связано? Наверное, с книгой Ремарка «Три товарища». Помните, там ведь один из героев ездил на старом-престаром автомобиле. Его оборудовали мощнейшим двигателем, позволявшим запросто обгонять шикарные машины экстра-класса. Приводя окружающих в изумление и неописуемый восторг.

 
Слева: Алексей Кандинский и его ГАЗ-М1 на выставке «Автоэкспо-2005».
Справа: Под капотом - мотор от ГАЗ-21.


4.200 км за 4 дня

Интересуюсь у Кандинского, как он доставил раритет в Калининград из далекого Екатеринбурга. В контейнере?
- Своим ходом, конечно, - с гордостью заявляет хозяин «Эмки». - Расстояние в 4200 километров я преодолел за 4 дня. Готовиться к поездке пришлось серьезно. Как-никак мой автомобиль разменял уже седьмой десяток. А дорога предстояла непростая. Поэтому проверил систему зажигания, сменил масло, отрегулировал обороты двигателя, отремонтировал подвески. Взял с собой 6 (!) запасных колес и дополнительный бак с бензином. В путешествие мы отправились вдвоем с сыном.
Пытаюсь произвести в уме простейшие арифметические расчеты. Получается, что 4.200 километров за 4 дня проехать невозможно. Ни при каких условиях. Даже если гнать по 15 часов в сутки со средней скоростью 70 км/час.
- Правильно, невозможно. Если плестись еле-еле. А я шел 120-130, - парирует собеседник. - Обожаю высокие скорости!
Все равно что-то не сходится. У ГАЗ М-1 двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Он позволяет разгонять машину до 105 км/час. Откуда же 130?
- Совершенно справедливо, - опережает меня Алексей Кандинский. - Но на моей машине установлены мотор и коробка передач от «Волги» ГАЗ-21. А движок в 75 сил такую скорость выдает. Поэтому и доехали так быстро. На отдых останавливались всего на несколько часов. Спали с сыном прямо в машине... Кандинский не перестает удивлять. Шесть запасок да бак с бензином. И все это в салоне. Ведь багажника у «Эмки» нет. К тому же еще и сиденья не раскладываются.

 
«Эмка» на автопробеге раритетов в Светлогорске. 2005 год.

«Менты тормозили меня 76 раз!»

- Меня ежедневно останавливают на улице, приезжают ко мне домой, и все как один предлагают купить «Эмку». Продолжается это ровно столько, сколько я владею этой машиной. В принципе, к этому я уже привык. В первый день «автопробега» произошло то же самое. Выезжаем из Свердловска. Впереди идет прекрасная, отлично отреставрированная «Победа». С такими же транзитными номерами, как у меня. Нас останавливает инспектор ГИБДД. Строго спрашивает: что, мол, мужики, все самые красивые машины из города вывозите? Но ничего, обошлось. Отпустил. А всего за весь путь гаишники меня останавливали 76 раз. Специально подсчитал. Но не за нарушения. А из любопытства. Посмотрят машину, спросят, какого года. Поинтересуются, родной ли двигатель. И отпускают. Очень доброжелательное отношение...

Музыка и шум мотора

- По России ехали спокойно. За все время ни одной поломки. А на Можайском шоссе попали на генеральскую свадьбу (оказывается, в подмосковье и генералы женятся! - прим. авт.). Колонна машин, украшенных разноцветными ленточками, пристроилась к нам в хвост. Так мы и ехали несколько километров, - вспоминает Алексей эпизоды переезда.
Я с интересом рассматриваю панель приборов «Эмки». Нет, спидометр, конечно, неродной. От современной машины. А пепельница - оригинальная. Чуть ниже, под торпедо, ультрасовременная магнитола.
- Любите слушать музыку за рулем?
- Ненавижу! - ошарашивает меня категоричным ответом хозяин раритета. - В машине я люблю слушать лишь шум двигателя. А музыкой надо наслаждаться дома. На диване.

Шантаж на границе

- Самые большие проблемы во время путешествия у меня возникли на литовской границе, - вспоминает Кандинский. - Вначале лабасы потребовали у меня справку из музея. Потому что у литовцев в каталогах эта модель отсутствовала. А без оценочной стоимости невозможно застраховать машину. И, соответственно, без страховки на территорию Литвы меня не пускали. Я объясняю литовцам, что не могу за этой чертовой справкой ехать за многие тысячи километров обратно в Свердловск (Кандинский упрямо называет Екатеринбург Свердловском, - прим. авт.). Но они уперлись и ни в какую. А потом дошло до форменного вымогательства. Один из литовских таможенников поставил меня перед выбором: либо я немедленно продаю ему свою машину, либо никогда на территорию их страны не въеду. Что последовало дальше, рассказать не просто. Вероятно, мои аргументы оказались столь убедительными, что в конце концов литовцы оценили мою «Эмку» в 30.000 литов и разрешили транзитный проезд в Калининградскую область.

Медовый месяц с запчастями

- Родился я в старинном русском городе Камышлове Свердловской области. Он знаменит старинной тюрьмой, известной еще со времен декабристов, - вспоминает о городе своего детства Кандинский. - Мой отец работал кочегаром и обожал мотоциклы. В далеком 1952 году в город пришла разнарядка на покупку трех новеньких мотоциклов модели М-72. Один из них приобрел начальник милиции, другой - начальник военкомата, третий купил офицер-сухопутчик. Вот он-то впоследствии и продал «семьдесят второго» моему отцу. Я обожал кататься на мотоцикле с родителями и ревел, если меня не брали с собой. От отца мне и пришла любовь к технике.
Из дома выглянула и присоединилась к нашему разговору Лена, супруга Алексея:
- Когда я выходила замуж, у него в комнате стоял старый приемник «Казахстан» и металлическая кровать. А под кроватью… Под кроватью лежала передняя дверь от его «Эмки»! Но я была не против. Зимой муж затащил в спальню двигатель от своей любимой машины. Я и здесь не возражала. Пусть ремонтирует агрегат. Потому что понимала: для супруга техника - это все.

1870 рублей за «курятник»

- В 1967 году семья переехала в Каменец-Уральский, - вспоминает Алексей. - Я всегда обращал внимание на старые автомобили. Но в основном все раритеты были уже послевоенной эпохи - «Победы» и ЗИМы. А я хотел приобрести непременно машину середины 30-х годов. Помните, тогда всех сажали... Нашел я пару трофейных «Опель-Капитанов», но они не продавались. А потом отыскал прекрасную итальянскую машину ярко-красного цвета. Но она также оказалась для меня недоступна. Я не сдавался. Узнавал у гаишников. Расспрашивал людей. Объездил всю Свердловскую и Челябинскую области. Но, как правило, самый экзотический реликт на деле оказывался банальным «400-м» «Москвичом».
Прошло много лет. Наконец в 1979 году в Курганской области я обнаружил то, что искал. Это была «Эмка» 1936 года выпуска. Она принадлежала майору-летчику. Его отец, заслуженный фронтовик, приехал с войны на эксклюзивном кабриолете «Майбах» с шелковой обивкой и серебряной табличкой на торпедо. А потом откуда-то с юга приехали киношники и обменяли «Майбах» на две машины: ГАЗ-А и ГАЗ-М1. Умелые селяне из ГАЗ-А изготовили… косилку. А «Эмка» осталась. Правда, потом ее дотла разобрали, выкинули на задворки и устроили в ней курятник. Можете себе представить, в каком состоянии я приобрел машину! Как сейчас помню, отдал я тогда за нее 1870 рублей. Деньги по тем временам немалые.

Первым делом - документы!

Первым делом я решил восстановить документы на машину. Потому что техпаспорт был давно потерян. Долго вел переписку. Ходил по инстанциям. Наконец узнал, что раньше машина состояла на службе в Уральском военном округе. В 1956 году ее списали, и по остаточной стоимости эту «Эмку» выкупил какой-то ветеран. Мне дали его адрес. Но с тех пор так много времени прошло, что даже такой улицы не оказалось. С большим трудом разыскал бывшего хозяина.
В конце концов документы я восстановил. Осталось реставрировать машину. На это ушли годы. Многие оригинальные детали были безвозвратно утрачены, и мне пришлось подбирать похожие от более новых автомобилей. Например, двигатель я установил от «Волги». Торпедо оставил старое. Однако «эмочных» приборов я найти не сумел, поэтому заменил их на новые от грузовика ГАЗ. Подфарники прикрутил от мотоцикла. Внешне они очень похожи на оригинал. Но больше всего пришлось поколдовать с передним мостом.

В Казахстан за крыльями

Алексей предлагает мне самому определить, что за мост стоит на его «Эмке». Залезаю под машину и вижу что-то очень необычное. Высказываю вслух несколько предположений. Хозяин раритета разводит руками.
- Не угадал так не угадал. Значит, это останется моей маленькой тайной.
Свой автомобиль Алексей покрасил тоже довольно оригинально. Было это еще в 1987 году. Уральские мастера взяли с него за работу 7 (!) рублей и… бутылку вина.
- Интересно… Вот времена-то были! Когда совсем недавно в Калининграде я нашел опытного маляра, чтобы покрасить свою «Эмку», то спец, почесав в затылке, изрек: «Три тысячи». Увидев на моем лице недоумение, снисходительно пояснил: «Зеленых, конечно. Это ж раритет». Так что пришлось обойтись без покраски.
Но самым сложным для Алексея оказалось найти крылья. На его «Эмке» они проржавели до дыр. А конфигурация у них необыкновенно сложная, и воспроизвести их заново в кустарных условиях никак не удавалось. Крылья Алексей нашел в… Казахстане. Правда, вместе с машиной. К тому времени от нее остались лишь рама да кузов, наполовину вросший в землю. За весь этот хлам просили 800 рублей. Но Алексей сумел договориться, и крылья ему отдали задаром.

В свадебном эскорте

«Эмка» служила семье верой и правдой. Алексей использовал ее ежедневно. Ездил на работу, по делам. В отпуск смело отправлялись в длительные путешествия. В своем железном друге Кандинский был уверен на все сто.
Машина не подводила меня даже в самые лютые морозы, - вспоминает любитель раритетов. - Знаете, в Свердловске сугробы какие! По пояс. Как сейчас помню: встаю пораньше, заливаю в радиатор кипяток, завожу двигатель. Прогреваю. Потом Лена, моя жена, выталкивает автомобиль на дорогу. Снег-то глубокий! А сын Евгений сидит на переднем сиденье, весь закутанный в одеяла и пледы. Печки-то в машине не было. Вот так и ездили.
Зато летом от желающих прокатиться отбоя не было. Особенно мою машину любили молодожены. Почти каждую субботу возил свадьбы. А в кино моя «Эмка» так и не снялась. Хотя пару раз и поступали предложения со Свердловской киностудии. Но что-то там не срослось…

Крепкая машина!

Алексей Кандинский - водитель со стажем. Шоферские навыки он приобретал не на «Эмке». В армии служил на аэродромном снегоочистителе ЗИЛ-157. Многие годы отработал на самосвале. Потом на «скорой помощи». А всего за баранкой провел четверть века.
Внимательно рассматриваю «Эмку». Замечаю еле заметные неровности на левом переднем крыле. Явно следы какой-то аварии. Вопросительно смотрю на Алексея.
- Точно, авария. Единственная в моей жизни. Случилось это много лет назад в Каменец-Уральском. Обгоняю я как-то притормозивший на остановке автобус. И вдруг из-за него выбегает девчушка. Я по тормозам. Но чувствую, что остановиться не успею. Пришлось уходить влево. На встречную полосу. А там катил «жигуль-копейка»… Столкновение получилось сильное. Левой частью своей машины я снес на «Жигулях» переднее и заднее крылья, обе двери, выдрал с «мясом» боковую стойку. Потом пришлось мне «копейку» восстанавливать. Чуть ли не заново ее делать. А у «Эмки» только бампер пострадал, да крыло помялось.
И Кандинский с гордостью погладил своего любимца по облицовке. Ясное дело, крепкая машина!

«Ни одна немецкая задница не каталась!»

Сложные ситуации возникают и в Калининграде, - после небольшой паузы продолжает Алексей. - Здесь выродков за рулем полным-полно. Опыта нет, а скоростью злоупотребляют. Обычно ведь как бывает. Видят, что старинный автомобиль идет, так пропустят. Фарами мигнут. Поприветствуют. А здесь вот недавно со мной такой случай произошел. Еду по Калининграду. Впереди еле тащится «Ауди». Включаю левый поворотник и иду на обгон. Водитель «аудюхи» замечает это - и вместо того, чтобы принять вправо и уступить дорогу, прибавляет газу и начинает со мной гонки устраивать. А дорога узкая. Навстречу выезжает автобус. Обстановка критическая. Если бы не мой водительский опыт, да мгновенная реакция, беды бы не избежать. А все из-за этих уродов… Напокупали забугорного старья, от которого иностранцы не знают, как избавиться, и радуются. «Ауди», «Мерседес», «БМВ»... Какая разница? Все это сэконд-хэнд. Чьи-то обноски…
В конце нашей встречи Алексей Кандинский произносит прелюбопытный монолог:
- Чем вы здесь гордитесь, в Калининградской области? Катаетесь на немецком старье. Надо быть патриотом! Я скажу определенно точно. На моей «Эмке» ни одна германская задница не каталась. Хотя… - и Кандинский на минуту задумывается. - Может, и каталась. Только на заднем сиденье. Со связанными руками и ногами…
Понимаю, Алексей намекает на боевое прошлое своей машины. Как-никак, а все «Эмки» Великую Отечественную прошли. От звонка до звонка. Мы прощаемся. Кандинский включает зажигание. Двигатель с пол-оборота оживает. Машина резко берет с места и стремительно уезжает прочь. Я как зачарованный смотрю вслед. Еще секунда - и силуэт раритета растворяется в легкой дымке, опустившейся на шоссе. Романтика!

НА СТАРТ

Где купить газету?

Газета "МОТОР - все автомобили Калининграда" выходит по четвергам. Спрашивайте газету в киосках "Пресса", "Комсомольская правда", на АЗС, в супермаркетах "Вестер", "Седьмой континент", "Семья", "Копилка", "Сосед", "Виктория", "Квартал", "Дёшево".


Как разместить объявление?

Частные объявления можно разместить в газете "МОТОР - все автомобили Калининграда" следующими способами:
1. Заполнить специальный купон в газете, отправить его в редакцию по почте либо опустить в специальный ящик у подъезда редакции.
2. Отправить SMS на короткий номер 7545 по образцу: МОТОР (КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО) МЕРСЕДЕС-230Е (марка) 1989 (год выпуска) А (если АКПП) 2,3 (объем двигателя) РФ или ОБЛ (таможенное оформление) черный (цвет) 6000 (цена в USD) ТЕЛ. 000000 (если номер контактного телефона совпадает с номером, откуда отправляется SMS, то его указывать не нужно). Стоимость сообщения $0.39 без НДС.
Внимание! Газета также предлагает специальную услугу - цветные фотообъявления. Прием объявлений - на авторынке Борисово (50 руб./шт.) либо с выездом к заказчику (в пределах Калининграда 70 руб./шт.). Стоимость повторного размещения 30 руб./шт. Для заказа повтора достаточно позвонить и назвать номер объявления. Справки по телефону +7 911 453 68 88 .

Газета "МОТОР - все автомобили Калининграда" зарегистрирована в Балтийском управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС4-281 от 31.01.2005. Учредитель - И. Рудников. Редактор - Ю. Грозмани. Электронная версия - Ю. Голяк (motor39@narod.ru) .

АДРЕС РЕДАКЦИИ: 236040, г. Калининград, ул. Черняховского, 17, 2-й этаж.
Телефон / факс  (4012)   99 12 09,   99 12 10.
E-mail: nk@kaliningrad.ru
© Газета "МОТОР - Все автомобили Калининграда", 2008.
Сайт управляется системой uCoz